Возможность полного отказа на период действия «коронавирусных» ограничений от применения штрафных санкций за задержки при вводе в эксплуатацию объектов «зеленой» энергетики, строящихся с применением механизма ДПМ, является нецелесообразной.

Такова позиция Минэнерго РФ, обозначенная в ходе расширенного совместного заседания Секции по вопросам антимонопольного законодательства в части регулирования и контроля за деятельностью отраслей ТЭК и Секции по законодательному регулированию деятельности естественных монополий ТЭК Экспертного совета при Комитете Госдумы РФ по энергетике.

В ведомстве считают, что рассмотрение этого вопроса должно осуществляться в рамках индивидуальных решений Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет рынка» с установлением однозначной причинно-следственной связи между произошедшими задержками и общей экономической обстановкой.

Как напоминает Минэнерго, сооружение таких объектов имеет длительный характер, и не во всех случаях налицо взаимосвязь между произошедшими задержками и введенными ограничительными мерами.

Случаи, когда пандемию COVID-19 использовали для получения необоснованных послаблений по обязательствам на рынке электроэнергии (мощности), уже известны. Так, в конце мая 2020 года на Наблюдательный совет Ассоциации «НП Совет рынка» выносился вопрос о переносе пуска блока ВВЭР-1200 госкорпорации «Росатом» по причине проблем с монтажом французских дизель-генераторов. В качестве причины отсрочки был назван экстренный отъезд из России на фоне пандемии иностранных специалистов компании MAN, осуществлявших шеф-монтаж оборудования для энергоблока. В дальнейшем вопрос был снят с повестки Наблюдательного совета «Совета рынка».

По мнению Ассоциации, целесообразно рассмотреть общие для всех отраслей промышленности меры поддержки, реализуемые по принципу нейтральности по отношению к рынку электроэнергии (мощности). Такими мерами могут стать, в частности, снижение стоимости финансирования, поддержка ВИЭ в изолированных районах, стимулирование за счет бюджетных источников, совершенствование налоговой и льготной политики.

Эту позицию поддержал РУСАЛ, предложившее также компромиссное решение — рассмотреть возможность предоставления поставщикам по уже заключенным ДПМ ВИЭ права нештрафуемой отсрочки начала поставки мощности на три месяца без изменения даты окончания действия договора. Такой вариант, по мнению РУСАЛа, создает экономию расходов для потребителей, при этом инвесторы в ВИЭ-генерацию освобождаются от штрафов и сохраняют мотивацию скорейшей реализации проектов.

Ранее российские компании, работающие в сфере ВИЭ, предлагали предоставить инвесторам нештрафуемую отсрочку ввода объекта до 9 месяцев (период восстановления нарушенных связей с поставщиками и подрядчиками, смещение сроков строительства в менее благоприятный сезонный период) со смещением срока начала поставки мощности по ДПМ ВИЭ на период заявленной отсрочки, но не более трех месяцев (период активного действия ограничительных мер в России и мире) от первоначальной даты окончания поставки мощности по ДПМ ВИЭ.

Этот подход рассматривался как наиболее сбалансированный, снижающий расходы потребителей электроэнергии и, в то же время, освобождающий инвесторов в ВИЭ-генерацию от необоснованных штрафов и судебных тяжб.

www.eprussia.ru